Находка для фольклорных этнографов — певуньи народного фольклорного коллектива «Рябинушка».

Находка для фольклорных этнографов — певуньи народного фольклорного коллектива «Рябинушка».

✅История создания хора

Если не считать единичных записей, сделанных советскими музыкантами З. В. Эвальд, С. А. Богуславским и А. А. Копосовым о коллективе «Гдовская старина», планомерную работу по изучению и записи фольклора области можно датировать 1941 годом.

Рассказать заходским было что: ещё живы были те, кто жил при барине, ведь и деревня тогда называлась Барские Заходы. Какие певуньи там жили! Каким многоголосием они обладали! Речь идёт о сестрах Анне Калистратовой, Надежде Волковой и Александре Герасимовой.

В 1979 году преподаватели Ленинградского института культуры им. Н. К. Крупской Елена Васильева и Наталья Бондарь тоже приехали в Гдовский район для экспедиционной деятельности. В деревне Заходы встретились с женщинами, которые напели им песни, которые бытовали в их местности. Тогда было записано порядка 40 свадебных песен. Этот визит стал толчком к созданию фольклорного коллектива, руководителем которого в дальнейшем стала Нина Фёдоровна Кудряшова.

22 июня 1980 года ансамбль впервые выступал на фестивале «Гдовская старина» в городе Гдове — эта дата считается днём рождения фольклорного коллектива. Тогда на сцене блистали: Александра Герасимова (запевала), Надежда Волкова, Анна Калистратова, Ксения Левина, Анастасия Васюкова и Иван Леонтьев. Тогда Низовицкий хор исполнил две песни: «Поднимала туча гром» (гулевая) и «Устишка» (свадебная).

Уже в следующем году коллектив принял участие в 17 фестивале «Ленинградская музыкальная весна» Союза композиторов СССР со старинными свадебными обрядовыми песнями и голошеньем невесты. Этнографы назвали бабушек «Заходские рёлочки». Состав хора дополнили певуньи Евдокия Леонтьева и Любовь Калистратова.

В 1982 году на празднике «Гдовская старина» выступал объединенный хор. Первые костюмы шила швея-мастерица из соседнего села. Это были парочки – юбка на верёвочной завязке и кофта на сквозной застёжке с баской. Сейчас костюмы висят в низовицком клубе как музейные экспонаты. В 1993 году коллектив надел жёлтые шёлковые сарафаны. Сейчас выступают в шерстяных сарафаны в клетку с льняной вставкой спереди и с шёлковой белой блузкой. Недавно образ дополнили головные уборы (повойники).

В 1991 году в Низовицах вновь встречали фольклорную экспедицию, которую курировал руководитель Фольклорно-этнографического центра Санкт-Петербургской консерватории Анатолий Мехнецов. Материалы, собранные в таких поездках, хранятся в архивах Санкт-Петербургской консерватории.

В 2002 году специалисты областного Центра народного творчества зафиксировали с помощью камер-диктофонов песенный и танцевальный фольклор от участников фольклорного коллектива, также были сделаны комментарии к нескольким свадебным обрядовым песням. Тогда в состав коллектива входили: Клавдия Федотова, Зинаида Иванова, Галина Иванова, Галина Ушакова, Нина Мышева, Мария Румянцева, Зинаида Гаврилова, Евдокия Степанова, Любовь Кудряшова, Мария Вашетенкова, Мария Кутилова, Любовь Калистратова и Нина Кудряшова — руководитель хора.

Общение с участницами ансамбля из деревни Низовицы начиналось непросто. Вначале участники экспедиции получили решительный отказ. Позже выяснилось, что Нина Фёдоровна плохо себя чувствовала, а без её указаний по отдельности участницы петь категорически отказывались.

Затем, немного смягчившись, она предложила уговорить запевалу, без которой, по её словам, ничего не получится. Запевала работала фельдшером, и она сразу же согласилась участвовать в исполнении песен. Узнав об этом, Нина Фёдоровна разрешила запись, но только на следующий день вечером в 22 часа, так как до этого все были заняты на сенокосе.

Тогда гости отметили манеру исполнения ансамбля из Низовиц как более открытую и резкую. «Репертуар здесь достаточно интересный, даже песни, слова которых совпадают с песнями соседней Ремды, распеты иначе. Особенно выделяются долевые (т.е. о доле, лирические) и гулевые (на гуляньях) песни», — писали исследователи.

За годы сменились четыре запевалы — Александра Герасимова, Любовь Кудряшова, Нина Мышева. А с 2018 года каждую песню хора начинает Арина Кудряшова. Расширился состав, сложился поющий и творческий коллектив, характерной чертой является семейность и преемственность поколений: вместе поют бабушки, дети и внуки. Хор исполняет песни деревень: Низовицы, Заходы, Новоселье, Вязовицы, Ореховцы и Самолва.

С теплотой до сих пор вспоминают Николая Кудряшова. Мужчина был талантливым гармонистом-самоучкой. Не зная нот, мог сходу подобрать любую мелодию, подстроиться и аккомпанировать льющейся песне. Вместе с супругой Любовью они спели много песен.

✅В песне — жизнь

Хор получил своё название по песне – визитной кар-точке коллектива «Рябинушка». Народные певицы ансамбля донесли до наших дней прекрасное знание традиционного репертуара, мастерское владение всеми особенностями местного певческого стиля, в том числе традицию исполнения хором.

– Цель и главная идея создания коллектива — сохранение и передача из поколения в поколение старинных песен и обрядов, приобщение взрослых и детей к народной культуре, пению, традициям и обычаям, а также продвижение фольклора как вида искусства, — отметила руководитель хора Арина Кудряшова.

Одним из главных параметров, коренным образом определяющих вокально-исполнительскую специфику традиции, является диалект. Во многих песнях Низовицкого хора есть подобные проявления. Например, много слов с редуцированными согласными на конце, изменены ударения и окончания в словах, есть и искажение слов.

В репертуаре ансамбля аутентичный песенный фольклор: календарные, обрядовые, игровые, плясовые, протяжные, свадебные, шуточные, гулевые, хороводные песни. Кроме пения обыгрываются традиционные обряды, праздники, народные гулянья. Коллектив ориентирован на смешанную аудиторию.

Слушатели в песнях хора слышат повествование о картине внутреннего быта и семейных взаимоотношений в крестьянстве. Здесь и о природе, о текущих работах в различные времена года, о внешнем виде и убранстве деревенского жилища, о крестьянской одежде, способах развлечений, элементах традиционного мировоззрения. Отдельная темы — это отношения отцов и детей, а также положение и роль женщины.

В связи с солидным возрастом участниц коллектив больше принимает гостей у себя — в деревне Низовицы. Однако отметим, что в хоре поют не только бабушки, но и более молодые певуньи. А это значит, что и современному поколению народные песни интересны.

Коллектив редакции «Гдовская заря» благодарит за предоставленный материал ученицу Яммской школы Полину Смирнову и её научного руководителя Ольгу СергеевнуТарасову.